Юридическая компания Андерлекс  
Россия, Екатеринбург, ул. Хохрякова, 1,
тел./факс: 8(343) 359-40-66, 8(343) 371-92-16
 
Главная | Пресс-центр | Аналитика, статьи | Новые правила привлечения ООО к административной ответственности.


Статья: Новые правила привлечения ООО к административной ответственности.


Автор: Кашникова А.В. отдел корпоративной практики Юридической компании «Андерлекс»


С 13 апреля 2009 года вступили в действие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), внесенные в него Федеральным законом №9-ФЗ от 09 февраля 2009 г.
Федеральным законом №9-ФЗ введены в КоАП РФ две абсолютно новые статьи, а именно: статья 15.23.1 «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов» и статья 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов».
До апреля 2009 года подобной ответственности не предусматривалось, с чем большинство Обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО) просто игнорировали соответствующие положения Федерального закона №14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Рассмотрим подробнее, к какой же административной ответственности может быть привлечено ООО в соответствии со вступившими изменениями.

1. Подготовка и проведение общих собраний участников Общества

1.1. Пункт 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает наложение административных штрафов за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью:

  • на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц от 20000 до 30000 рублей;
  • на юридических лиц от 500000 до 700000 рублей.

Требования к порядку созыва, подготовки и проведения собраний, нарушение которых может повлечь административную ответственность, установлены в статьях 33 — 39 Федерального закона №14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».
При этом законность процедуры проведения общего собрания участников и оформления необходимой документации сопряжена с соблюдением норм, как указанного Федерального закона, так и Кодекса об административных правонарушениях.
Она включает в себя:

  • подготовку комплекта документов для проведения общего собрания участников;
  • подготовку и опубликование информации о предстоящем проведении годового общего собрания;
  • извещение участников о предстоящем собрании;
  • присутствие на общем собрании участников;
  • ведение общего собрания участников;
  • подведение и оформление итогов собраний участников.

1.2. Пример
В соответствии со статьей 32 Федерального закона №14–ФЗ от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собранием может быть очередным или внеочередным.
Статьей 34 Федерального закона №14–ФЗ от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено проведение очередного (ежегодного) общего собрания в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год.
Допустим Общество, по каким-либо причинам, не проводило указанное собрание участников за 2009 год (если конкретная дата проведения собрания не предусмотрена Уставом Обществ, то в период с 01.03.2010г. по 30.04.2010г. включительно). При проведении проверки соблюдения требований законодательства и выявлении факта их нарушения Обществом, уполномоченными государственными органами может быть наложен административный штраф. При этом, к административной ответственности могут быть одновременно привлечены как само Общество, так и его директор.

1.3. Проверяющие органы
В настоящее время уполномоченными государственными органами, имеющими право проведения проверки требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний в ООО, являются ФСФР и Прокуратура. По результатам проверки ФСФР и Прокуратура выносят постановление о привлечении ООО к административной ответственности, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 11 статьи 15.23.11. КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей.

2. Хранение документов Общества

2.1. В соответствии с частью 2 статьи 13.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за неисполнение Обществом обязанности по обязательному хранению документов, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов:

  • на должностных лиц от 2500 до5000 рублей;
  • на юридических лиц от 200000 до 300000 рублей.

В указанной статье речь идет о ненадлежащем хранении документов ООО, предусмотренных статьей 50 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». К таким документам относятся:

  • договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения;
  • протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
  • документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренние документы общества;
  • положения о филиалах и представительствах общества;
  • документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества;
  • протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества;
  • списки аффилированных лиц общества;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  • иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Следовательно, если у Общества отсутствуют какие-либо документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 50 ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом Общества, Общество может быть привлечено к административной ответственности и на Общество может быть наложен штраф.

2.2. Пример
При проведении проверки обнаружено, что у Общества отсутствует список аффилированных лиц, а также отсутствует протокол внеочередного собрания, но имеются документы, подтверждающие созыв внеочередного собрания (протоколы общих собраний должны храниться постоянно с момента создания общества). По результатам проверки требований законодательства и выявления данного факта, уполномоченными государственными органами может быть наложен административный штраф за каждое из двух указанных правонарушений (отсутствие списка аффилированных лиц и отсутствие протокола внеочередного собрания). Следовательно, размер штрафа за оба правонарушения для Общества составит от 400000 до 600000 рублей. Кроме того, если в ходе проверки будет доказано, что вина за совершение правонарушения лежит на должностном лице Общества, указанное лицо будет также привлечено к ответственности. При этом размер суммарный штрафа за два правонарушения составит от 5000 до 10000 рублей.

2.3. Проверяющие органы
Должностными лицами уполномоченными возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 13.25. КоАП РФ, являются должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом, а также органов Прокуратуры. По результатам проверки должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом, а также органов Прокуратуры выносят постановление о привлечении ООО к административной ответственности, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 13.25. КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей.

3. Заключение

Из приведенного анализа видно, что законодатель ввел жесткие административные санкции, которые заставляют участников ООО строго соблюдать действующее корпоративное законодательство под страхом наложения значительных денежных штрафов.
Так, например, принятые нормы гарантируют проведение общих собраний Общества любому участнику ООО, требующему его проведения посредством привлечения к ответственности, как должностных лиц, так и самого Общества.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что редакция статьи 15.23.1 предусматривает привлечение к административной ответственности, в том числе, и за нарушение требований иных норм федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний. То есть, даже если не были нарушены права ни одного из участников ООО, но при проведении общего собрания участников ООО формально были допущены нарушения положений законодательства или Устава ООО — Общество может быть привлечено к административной ответственности.
Указанное, по сути, дает возможность проверяющим государственным органам по собственной инициативе предъявить претензии практически к любому ООО (при этом нельзя исключить и возможности злоупотреблений при проведении проверок).
Учитывая, что большинство субъектов малого и среднего бизнеса осуществляют свою коммерческую деятельность именно в форме ООО, выплата столь крупных штрафов может стать для них серьезным испытанием. А для некоторых и вовсе прекращением бизнеса.